Теория цвета, цвет в саду

zwet-krug (3)Рассмотрим цветовой круг.  Различают теплые (активные) цвета (от зеленого до красно-фиолетового) и холодные(пассивные)- от сине-зеленого до фиолетового.

Активные цвета возбуждают внимание, хорошо видны на большом расстоянии.
Пассивные цвета успокаивают, хорошо воспринимаются на малом расстоянии, но вдали их оттенки мало различимы.

Цвет влияет на восприятии формы и пространства, что широко используется при построении пейзажа и при создании пространственных иллюзий.

Теплые цвета зрительно приближают предмет или плоскость, а холодные– удаляют.

Чтобы составить красивую ландшафтную композицию, необходимо знать законы пространственного смешения цветов. Эффект возникает в результате того, что человеческий глаз не воспринимает по отдельности множество мелких фрагментов разного цвета. Цветник, в котором сочетаются мелкие разноцветные пятна, издалека воспринимается глазом как пятно усредненного цвета – это результат пространственного смешения. При нем из основных, чистых цветов получаются промежуточные.

Для восприятия композиции важны и особенности психологического воздействия цвета на человека.

Так, красный цвет возбуждает, но при длительном восприятии порождает утомление.
Желтый вызывает радость, но при длительном воздействии – тревогу.
Зеленый и голубой успокаивают, синий и фиолетовый могут угнетать.

При этом все цветовые акценты в саду включены в естественный зеленый фон.

Цветовая композиция может строиться по законам контраста либо нюанса. Контрастная цветовая композиция получится, если расположить рядом два взаимодополнительных цвета: красный с зеленым, синий с оранжевым, желтый с фиолетовым. При повторении элементов в пределах одной композиции эффект противопоставления усиливается.

Для трехцветной композиции можно выбрать оттенки цветов, образующие в цветовом круге вершины равностороннего треугольника, например, оттенки красного, желтого и синего.

zwet-krug (2)

Наилучший контраст достигается сочетанием сильно- и слабонасыщенных цветов. Контрасные сочетания возбуждают внимание, хорошо видны на расстоянии. Их применяют при оформлении партеров, входов в сад. Для парадных ковровых цветников, партеров, клумб используют растения, цветки и соцветия которых перекрывают листья, поэтому при взгляде с большого расстояния видны пятна чистого спектрально цвета. Наиболее выигрышны в этом случае контрастные по цвету сочетания.

Цвета, находящиеся рядом в цветовом круге, в ковровых цветниках сочетать нежелательно (синий с фиолетовым, красный с оранжевым, желтый с оранжевым).

     Нюансная цветовая композиция строится на главном цвете и его оттенках, отличающихся по цветовому тону, светлоте и насыщенности. Например, красный с оттенками от красно-оранжевого до пурпурного, синий с оттенками от фиолетового до голубого. Нюансное сочетание цветов успокаивает, однако требует длительного времени для восприятия и не смотрится на большом расстоянии.

Для одноцветных цветников (синий, голубой или красный цветник) подбирают растения с определенной окраской цветков и листьев. Для оживления цветовой гаммы включают нейтральные цвета – белый или серый (серебристый).

     Многоцветная композиция цветника строится на зрительном равновесии цветов: доминирующего цвета в ней нет. Цвета черный и белый в цветовой композиции играют очень важную роль, поскольку они сочетаются со всеми спектральными цветами.

    Черный цвет (для растений – темно-пурпурный) контрастен любому светлому цвету – голубому, розовому, желтому. Любое цветное пятно на таком фоне кажется более насыщенным.

    Белый цвет (аллисум, даже отсыпка белой мраморной крошкой вокруг цветника) «собирает» разномастную композицию в единое целое, сглаживает ощущение пестроты.

   Светло-серый (серебристый) или белый помогут разделить цвета, сочетание которых неприятно для глаза: зеленый и синий, фиолетовый и зеленый, красный и синий. Этот прием широко используется при составлении цветников: бордюр из белого аллисума или серебристой цинерарии прекрасно отделит синюю лобелию от зеленого фона газона.

     Зависимость цвета от освещения. Цвет может по-разному смотреться при различном освещении. При слишком ярком или, наоборот, недостаточном освещении цвет кажется менее насыщенным, его оттенки плохо воспринимаются.

В темноте человеческий глаз различает только цвета черно-белой гаммы.

В различное время суток солнечный свет имеет различный спектральный состав – и, соотвентственно, цвета мы видим по-разному.

Во время заката преобладает оранжево-красный свет, поэтому насыщенными кажутся цветы красного и оранжевого цвета. Желтые при этом теряют насыщенность, голубые кажутся зеленоватыми, синие и фиолетовые чернеют. Аналогично искажают цвет открытый огонь и светильники с теплым спектром излучения.

В сумеречном освещении преобладает сине-голубая часть спектра, в результате самыми яркими и насыщенными становятся синий и голубой цвета, желтый – зеленеет, оранжевый теряет насыщенность, красный – чернеет. Такой же эффект дают светильники с холодным спектром излучения.

Эти закономерности определяют изменение колорита и настроения сада в течение суток, сезона, года.

     Совет: Чтобы оживить «одноцветный сад», его составляют из растений , контрастных по фактуре листьев, характеру соцветий, плотности или ажурности образуемых растением куртин.

    Совет: Невыразительный по цвету сад можно оживить несколькими яркими акцентами. Хаотическое яркое цветовое окружение, утомляющее зрителя, можно, уравновесить введением нейтральных цветов – черного, серого, белого.

Статьи по теме цветового решения дизайна садов:

Теория цвета, цветовая гармония
Монохромный цветник
Правильные сочетания цветов

Закладка постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>